Доступно о канализационных люках

Доступно о канализационных люках

Зачем это нужно?

Широкий выбор изделий различных производителей, разнообразие условий и мест применения, кажущаяся неразбериха с ГОСТами и ДСТУ – вот та атмосфера, в которой приходится принимать решения людям, перед которыми стоит задача установки канализационных люков. На страничках нашего блога найдут для себя полезную и интересную информацию как специалисты, так и люди, столкнувшиеся с подобными задачами впервые.
С уважением, администраторы блога.

вторник, 21 февраля 2012 г.

Как правильно установить люк

УСТАНОВКА ЛЮКА


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Правильная установка люка – это простая качественная установка, гарантирующая качество и долговечность люка. Долговечность люка определяется не только его качеством, но и качеством его установки. К сожалению, довольно часто можно увидеть перекошенный, тонущий в дорожном покрытии люк. Это есть прямое следствие
его неправильной установки. Суть ее состоит в том, что на «кривовато» установленный колодец «кривовато» установлена плита перекрытия, эта кривизна скорректирована при установке люка кирпичами и раствором (рис. 1). Так устанавливать люк нельзя, так как такая некачественная «подложка», как правило, быстро разрушается и люк проседает. Такая установка сложна, некачественная и недолговечна...
Неправильная установка люка 
Рис. 1. Неправильная установка люка.

ТЕХНОЛОГИЯ УСТАНОВКИ ЛЮКА ПРИ НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ.

При новом строительстве дорог люк устанавливается непосредственно на железобетонную конструкцию, технические требования к которой определяются действующим ГОСТом 8020–90 «Конструкции бетонные и железобетонные для канализационных, водопроводных и газопроводных сетей» перекрытия. При этом колодец выставляется на дороге строго по уровню и высоте. Если эта операция выполнена правильно, то на колодец устанавливается плита перекрытия и уже на нее ставится люк (рис. 2).
Схема установки люка непосредственно на железобетонную конструкцию
Рис. 2. Правильная установка люка

Никаких дополнительных корректировок уровня и наклона при этом не требуется – люк точной геометрии поставленный на отнивелированную плиту перекрытия даст необходимый уровень люка по отношению к уровню дорожного покрытия. Такая установка люков простая качественная долговечная.
Единственное предостережение при этом состоит в том что:

1. Установка колодца и люка должна быть согласована в проекте.

2. Должен быть применен заложенный в проекте люк с точной геометрией.

3. Посадочное место люка должно быть достаточно широким с тем чтобы обеспечить давление на опорную плиту перекрытия не более 7,5 МПа.
Наши люки имеют точную геометрию и широкое посадочное место имеющее давление не более 5,6 МПа.

Подобная технология применялась при установке наших люков на ул. Здолбуновской (г. Киев, 2010 г), Международном аэропорту «ДОНЕЦК» (г. Донецк, 2010 г). Все люки надежно стоят на плите в уровень с покрытием. За год эксплуатации люков не замечено ни одно проседание, перекос люка.

ТЕХНОЛОГИЯ ЗАМЕНЫ ЛЮКА ПРИ РЕМОНТЕ ДОРОГ.

При простейшей замене люков люк меняется один к одному (какой высоты люк стоял такой и ставится). Если при ремонте выполняется наращивание дорожного полотна, то между плитой перекрытия и люков ставится опорное кольцо КО6 (рис. 3).

Рис. 3. Установка люка на опорное кольцо КО6

Как показано на рисунке, колодец (рабочая камера) накрывается плитой перекрытия, на плиту перекрытия кладется опорное кольцо КО6. На опорное кольцо КО6 ставится корпус люка.

Основное назначение опорного кольца КО6 –повышение уровня установки люка на величину наращивания дорожного полотна и перераспределение удельной нагрузки с целью защиты опорной плиты перекрытия от разрушения. За счет конструкции опорного кольца удельная нагрузка на плиту перекрытия уменьшается не менее чем в 10 раз.

Однако такое решение нетехнологично. Дело в том, что посадочное место люка часто находится в неидеальном состоянии, а тщательное его выравнивание и планирование довольно трудоемко. Часто проще вообще отказаться от его выравнивания, поставив люк на бетонную подушку, однако для этого при замене люка «один к одному», как правило, практически нет места по высоте (2–3 см. для этого недостаточно –необходимо не менее 4-7 см.). Однако отказавшись от опорного кольца КО6 и применив ремонтный (укороченный) корпус люка можно решить проблему просто и качественно.

Качественнее проще и дешевле можно выполнить замену люка с ремонтом посадочного места по простой и экономичной технологии, применяемой фирмой SAINT-GOBAIN PAM (Франция).
Основная идея этой технологии состоит в том, что при замене люка применяется люк с укороченным корпусом (ремонтный корпус люка), который становится на бетонную подушку, заливаемую на месте при замене люка (рис. 4).
Рис. 4. Замена люка с применением бетонной подушки

По сути на месте воспроизводится известная технология чугунно-бетонного корпуса BEGU, однако технология SAINT-GOBAIN PAM (Франция) проще и дешевле и не требует тщательного выравнивания посадочного места.
Процесс замены люка по технологии SAINT-GOBAIN PAM мало чем отличается от применяемой в СНГ технологии (за исключением применением укороченных ремонтных корпусов и «нормальных» бетонных подушек) и состоит из следующих шагов:


1. Подрезка дорожного покрытия (рис. 5)


2. Удаление старого люка и расчистка посадочного места (рис. 6)



3. Закладка бетонного раствора (подушки) на посадочное место (рис. 7)




4. Установка люка на раствор (рис. 8)




5. Выравнивание корпуса по уровню дорожного покрытия (рис. 9)



Обязательное заполнение раствором всех отверстий в подошве корпуса.





6. Заделка люка раствором (рис. 10)




Схватывание бетона перед асфальтированием.



7. Асфальтирование нарушенного асфальтового покрытия (рис. 11)

Укороченные (ремонтные) корпуса выпускаются во всей Европе. Наш завод также наладил выпуск стандартных и укороченных корпусов, например С250 –60 и –90, Д400 –120 и –180. Это позволяет подобрать удобный ремонтный люк под любое дорожное покрытие.

Ремонт при этом получается более простой, качественный и дешевый, не требует никаких специальных машин и приспособлений.
Предостережения при этом состоят в том, что при замене люка необходимо:

1. Применять люк того же класса нагрузки, но меньшей высоты (на 60 мм).

2. Применять хороший бетон, например марки М600

3. Корпуса люков должны быть обязательно с прорезями для заливки бетоном и широким посадочным местом.

4. Бетонная подушка должна иметь высоту не менее 70 мм.

2 комментария:

  1. http://senkun.ru/senkun/stehr-germaniya/60-freza-dlya-lyukov-stehr/
    Посмотрите как делают это в Германии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо.
      Может быть и у нас когда-нибудь вот так же... технологично, быстро и красиво.

      Удалить

Комментарии приветствуются, появляются в блоге после модерации